8 800 220-00-09Как нас найти? Бесплатная справочная линия

Углеродный налог: нововведение может привести к росту тарифов ЖКХ

26
июня,
Пятница
Углеродный налог: нововведение может привести к росту тарифов ЖКХ
"Комсомольская правда" от 08.06.2020
Ссылка на источник: https://www.kp.ru/putevoditel/nauka/uglerodnyj-nalog/

В России заговорили о введении углеродного налога, направленного на то, чтобы физические лица и компании оплачивали все социальные издержки за выбросы углерода

Теоретически, налог сократит загрязнение и поощрит более экологичные альтернативы. Тем не менее, критики утверждают, что налог на углерод увеличит затраты для бизнеса и снизит уровень инвестиций. Как обстоят дела на самом деле и каковы перспективы его введения в России - читайте в статье "КП".

Что такое углеродный налог

Если говорить коротко, углеродный налог - это плата за сжигание топлива на основе углерода (уголь, нефть, газ и другие ископаемые). В глобальном плане налог на углерод является основной политикой многих стран мира, направленной на сокращение и, в конечном итоге, ликвидацию использования ископаемого топлива, сжигание которого дестабилизирует и разрушает климат планеты.

Налог на выбросы углерода - пока единственный способ, чтобы потребители углеродного топлива платили за ущерб климату, вызванному выбросом углекислого газа в атмосферу. Идея инициаторов меры заключалась в том, что, если установить планку достаточно высоко, налог станет мощным сдерживающим фактором в денежно-кредитной сфере, который мотивирует переход на экологически чистую энергию.

Количество CO2, выделяемое при сжигании любого ископаемого топлива, строго пропорционально содержанию углерода в топливе. Это позволяет взимать налог на выбросы углерода «выше по потоку» с самого топлива, когда оно добывается из земли или импортируется (например, такая ситуация сейчас в США), что значительно упрощает его администрирование.

Энергетическая сущность каждого ископаемого топлива - это атомы углерода и водорода. Окисление (сжигание) этих атомов выделяет их тепловую энергию, но также превращает углерод в углекислый газ. CO2, выделяющийся при сжигании топлива, поднимается в верхние слои атмосферы и остается там - по подсчетам ученых, около столетия - задерживая тепло, повторно излучаемое земной поверхностью и вызывающее глобальное потепление и другие вредные изменения климата.

Поэтому неудивительно, что Министерство природных ресурсов и экологии России в настоящее время работает над комплексом мер по реализации Парижского климатического соглашения. Одним из ключевых событий должно стать введение углеродного налога.

Когда вступит в силу

Точной даты введения углеродного налога в России пока нет - власть продолжает дискутировать по поводу его целесообразности. По предварительным оценкам, налогообложение углерода на начальном этапе может составить 15 долларов за 1 тонну CO2. Есть и противники идеи - например, промышленники и власти сибирских регионов, богатых ископаемыми, яростно критикуют эту меру.

«Тогда все будет остановлено: нефтегазовая отрасль, транспорт, металлургия, агробизнес, химическая промышленность. Это все в конечном итоге будет обременять граждан. Цены на электроэнергию и тепло вырастут в 2,7 раза», - заявил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Премьер-министр Дмитрий Медведев согласился с ним: он назвал «деструктивным» проект углеродного регулирования.

Российский союз промышленников и предпринимателей также является противником углеродного регулирования. По их мнению, углеродное регулирование окажет негативное влияние на развитие российской экономики. Представители РСПП также считают важным узаконить учет поглощения углерода в лесах и других экосистемах в качестве компенсации выбросов.

Но есть и позитивные подвижки в сторону введения налога. Минприроды РФ совместно с Министерством экономического развития уже приступило к внедрению системы учета выбросов парниковых газов. Подготовлен проект приказа о включении требований к показателям выбросов в справочники НДТ (наилучшие доступные технологии). Принятие Закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов должно стать следующим этапом.

Что касается показателей российского углеродного рынка, то есть углеродной емкости российского экспорта и углеродной емкости ВВП, по оценкам экспертов, она составляет почти 4 кг эквивалента CO2 на один доллар США. Цифра показательна - это в десять раз выше, чем в Европейском Союзе, и в 15-20 раз выше, чем в Японии.

По мнению Антона Галеновича, исполнительного секретаря рабочей группы Министерства экономики «Деловая Россия» по вопросам регулирования выбросов парниковых газов, углеродные рынки служат экономическим и политическим интересам: они естественным образом сопряжены с экономическими, промышленными, технологическими факторами. Он считает, что введение «углеродного» регулирования позволяет с уверенностью достичь такой цели, как снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.

«Регулирование углерода - не более чем инструмент. Как и любой другой, его можно использовать как во благо, так и во вред», - считает Ольга Сенова, руководитель климатического секретариата Российского социально-экологического союза. «Российскому бизнесу пришло время отказаться от инерциально ориентированного на ресурсы развития и полагаться на более перспективные и чистые модели развития».

Плюсы и минусы введения

Дискуссии вокруг углеродных норм продолжаются и на международном уровне. Поскольку большинство обязательств стран в отношении климата остается нереализованной, поиск новой экономической основы на международном уровне продолжается.

Большинство западных экспертов считают, что регулирование выбросов углерода является одним из наиболее перспективных механизмов развития экономики. По их словам, в настоящее время ведущей тенденцией в развитых странах является внедрение национальных систем регулирования выбросов парниковых газов в форме налога. Он сочетает в себе стремление обеспечить экологически комфортные условия жизни граждан с инновационными социально-экономическими и технологическими решениями.

Приверженцы углеродного налога называют эту меру двойным дивидендом (беспроигрышным решением). По их мнению, экономическая мотивация охраны окружающей среды и ресурсосбережения путем введения экологических налогов должна сопровождаться пропорциональным снижением налоговой нагрузки, связанной с социальными выплатами; потенциально это должно стимулировать занятость и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей. Углеродный налог может заменить целый набор налогов, которые в конечном итоге идут в государственный бюджет.

По словам президента Международной ассоциации торговли выбросами (IETA) Дирка Форристера, «бизнес-сообщество имеет богатый опыт работы с глобальными углеродными рынками; политики могут использовать этот опыт для формирования финансового регламента следующего поколения».

К минусам введения углеродного налога относят тот факт, что производство может сместиться в страны, где такая политика отсутствует (так называемые «районы загрязнения»). Это может дать развивающимся странам возможность стимулировать производственные процессы, применять «аутсорсинг» загрязнения.

Кроме того, cтоимость администрирования налога может быть довольно высокой, что снижает его эффективность. А потребители, как известно, не любят новые налоги и часто не верят, что они будут «нейтральными для их кошелька». Это не экономический аргумент, но политическая реальность, которая объясняет, почему некоторые законодательные инициативы часто так трудно реализовать.

Григорий Пушкарев
Оставить
предложение
Заказать
обратный звонок
Проверить долги
партнеров
Узнать дату
ограничения за задолженность