Длящийся не первый год спор вокруг необходимости полной консолидации российского электросетевого комплекса сдвинулся с мертвой точки: по данным “Ъ”, в правительстве обсуждают передачу главе «Россетей» функций единого исполнительного органа входящей в холдинг Федеральной сетевой компании (ФСК) и создание общего казначейства на базе материнской структуры. В результате ФСК лишится автономии, а «Россети» смогут управлять своим самым большим и прибыльным активом напрямую, ликвидировав двоевластие в холдинге. Завершится ли история переходом на единую акцию, пока неизвестно.
Глава подконтрольных государству «Россетей» Павел Ливинский может получить полный управленческий контроль над входящей в холдинг ФСК (управляет магистральными электросетями). Источники “Ъ” утверждают, что в январе господин Ливинский обратился к Владимиру Путину с просьбой провести консолидацию ФСК на базе «Россетей», президент поставил на письме визу «согласен». В течение ближайших двух-трех месяцев планируется объявить о консолидации, говорит один из собеседников “Ъ”.
"У нас и так есть полная управляемость процессом со стороны материнской компании за счет того, что львиную долю совета директоров ФСК составляют представители «Россетей», а председателем является глава «Россетей». И эту позицию менять, на наш взгляд, нет необходимости" (Андрей Муров, глава ФСК, в интервью “Ъ” 13 февраля 2019 года).
Существует два варианта: большая допэмиссия «Россетей» с конвертацией акций миноритариев ФСК в бумаги головной компании (см. “Ъ” 25 октября 2019 года) либо более затратный вариант с переводом ФСК и «Россетей» на единую акцию через принудительный выкуп пакетов миноритариев ФСК и последующий делистинг.
«Россетям» напрямую принадлежит 80,13% акций ФСК, еще 0,59% — у Росимущества, остальные 19,28% — у миноритариев, крупнейший из них Prosperity владеет 3,4%. Доля иностранных институциональных инвесторов составляет более 50% от free-float ФСК, среди них Kopernik Global All-Cap Fund (США), Vanguard International Equity Index Fund и государственные инвестфонды Норвегии и ОАЭ. 88,04% уставного капитала «Россетей» контролирует Росимущество. Акции обеих компаний торгуются на Московской бирже, капитализация «Россетей» по итогам торгов 21 февраля составила 333 млрд руб., ФСК — 310 млрд руб.
Сейчас «Россети» выступают в качестве управляющей компании, владеющей контрольными долями в ФСК и межрегиональных распредсетевых компаниях (МРСК), но не контролирующей их операционную деятельность. В текущей конфигурации финансовое положение «Россетей» напрямую зависит от дивидендов дочерних структур и получаемой от них «платы за управление», наибольшие отчисления поступают как раз от ФСК. Пока, по словам собеседников “Ъ”, речь не идет о более глубокой консолидации дочерних МРСК.
ФСК всегда находилась на особом положении: получая директивы напрямую от правительства, компания сохраняла относительную автономность от «Россетей». Двоевластие в холдинге сложилось исторически еще при первых попытках возвращения электросетей в единую операционную структуру.
Исходно в 2012 году госпакет «Холдинга МРСК» отдали в управление ФСК, но в 2013 году схему перевернули — госдоля ФСК вносилась в уставный капитал «Холдинга МРСК», впоследствии ставшего «Россетями». Предполагалось, что ФСК на какое-то время сохранит операционную и юридическую независимость. Против этого возражал тогда гендиректор «Россетей» Олег Бударгин. В 2015 году он попытался перевести «Россети» и ФСК на единое казначейство, но идею не поддержал Владимир Путин, отрицательной была и позиция Минэнерго. Возглавив «Россети» в 2017 году, Павел Ливинский предлагал исключить ФСК из перечня компаний, которые действуют на основании директив правительства (по распоряжению №91-р от 2003 года), но тогда эта идея также не нашла поддержки.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил “Ъ”, что традиционно не комментирует служебную переписку и официально «никаких решений не принято». В «Россетях», Минэнерго и Prosperity “Ъ” не ответили. В ФСК “Ъ” сообщили, что не в курсе обсуждений, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова оперативного комментария не предоставили.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что переход функции единого исполнительного органа и казначейства в «Россети» фактически завершает встраивание ФСК в единый механизм управления сетевым хозяйством: это повысит координацию на уровне инвестиционных программ, ремонтных работ, гипотетически может привести к экономии на дублирующих функциях исполнительного аппарата. Но перспективы миноритариев ФСК, по мнению эксперта, до конца не ясны — без перехода на одну акцию они «будут оставаться заложниками желания "Россетей" поднимать денежный поток на холдинговый уровень именно через дивиденды, а не внутригрупповые займы или прочие способы, от которых отрезаны миноритарии».
Татьяна Дятел